Текст: служба информации РИЦ «Югра»
Фото: khanty-yasang.ru
Каждый народ имеет право на сохранение родного языка, а государство гарантирует всем народам создание условий для его изучения и развития – написано в Конституции России. В ХМАО уделяется особое внимание поддержке языков коренных народов Севера, реализуются региональные программы и законы, определяющие языковую политику.
К ним относятся: закон о языках, о фольклоре, о средствах массовой информации на языках коренных народов и другие.
Об этом рассказала начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера департамента образования и молодежной политики Югры Надежда Костылева в ходе диалоговой площадки «Актуальные вопросы по сохранению и поддержке родных языков в преддверии международного десятилетия родных языков коренных народов мира» на форуме нацединства в Ханты-Мансийске.
«Окружное законодательство гарантирует представителям коренных народов, проживающим на территории округа, право на получение основного общего образования на родном языке, право обучения на родном языке в местах компактного проживания коренных народов, а также проведение научных исследований в области языковых проблем», — сообщила спикер.
В регионе утвержден план мероприятий, направленный на повышение доли носителей родного языка на 2020-2024 годы, активно функционирует научно-координационный совет по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренного населения.
Более четверти века в регионе работает специализированный научный центр – Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, который внес значительный научно-методический вклад в исследование языков коренных малочисленных народов Югры и разработку печатных ресурсов.
На его интернет-платформе созданы и постоянно обновляются электронные ресурсы по родным языкам — электронная библиотека, депозитарий, который обеспечивает массовый доступ пользователей к нематериальному культурному наследию исконного населения.
Сегодня хантыйский, мансийский и ненецкий языки в округе изучают в детских садах, школах и учреждениях дополнительного образования. Более двух тысяч ребят учат родные языки на постоянной основе.
Образовательные программы муниципальных школ включают до 10 учебных предметов, курсов этнокультурного содержания: родной язык, родная литература, краеведение, география Югры, экология ХМАО, охотоведение и рыболовство, культура народов Севера, история Югры, национальные виды спорта, декоративно-прикладное искусство.
Ежегодно в конкурсах на лучшее озвучивание произведений югорских авторов на родных языках — «Югра литературная», «Голоса книг писателей Югры», «Угорское наследие», «Литературные места Югры» принимают участие более 600 обучающихся. Также проходит региональный этап олимпиады школьников по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера.
Для лучшего освоения материала ведется постоянная работа по разработке учебно-методических пособий по родным языкам, литературному чтению, составленных на разных диалектах.
«Игровая культура — основа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения разных народов, поэтому мы ежегодно в рамках Форума нацединства проводим семинар-практикум «Этноигротека: знакомство с настольными играми коренных малочисленных народов Югры из природных материалов», — отметила Надежда Костылева.
С 2020 года в округе реализуется план мероприятий по реализации концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Югры. С сентября прошлого года в Сургутском и Белоярском районах работают первые в регионе стойбищные школы-сады для детей, проживающих на территориях традиционного природопользования.
«Особенность этой образовательной модели в интеграции семейной, традиционной форм обучения и дошкольного образования. Это позволяет сохранять исконную культуру коренных малочисленных народов Севера, их аутентичную языковую среду и одновременно получаться те же знания, что в обычных детских садах. В этом учебном году школу-сад посещают 18 ребят с 3 до 7 лет», — пояснила Костылева.
После окончания школы выпускники из числа коренных малочисленных народов Севера продолжают обучение в профессиональных образовательных организациях. Сегодня высшее образование на территории Югры получают более 380 ханты, манси и ненцев, среднее — более 850 человек. Часть ребят проходит целевое обучение в вузах других регионов.
К слову, в 2019 году Нижневартовский госуниверситет открыл педагогическое направление с правом преподавания родных языков и литературы коренных малочисленных народов Севера — «Хантыйская филология» по квалификации магистратура.
С конца 2019 года в ХМАО запущен проект «Этнокультурный банк» — система, которая позволяет студентам, аспирантам, преподавателям родных языков, обучающимся общеобразовательных организаций финно-угорского сообщества, в режиме реального времени в сети интернет познакомиться с культурным наследием обско-угорских народов, материалами на родных языках. Этот проект позволит включить языки коренных малочисленных народов Севера в общее информационное поле и повысить престиж и важность изучения родных языков.
Ежегодно в округе проходят конкурсы профессионального мастерства «Учитель родного языка и литературы Югры», Форум учителей родных языков с участием финно-угорских и самодийских народов, педагоги принимают участие во всероссийских мастер-классах учителей родных языков.
Работа по сохранению родных языков в регионе продолжается.
Источник: ИнформЮгра