Председатель Ассоциации преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Фаина Леханова заявила, что в настоящее время образовательные организации без увеличения часов родного языка, без школьных программ и учебников нового поколения не смогут организовать эффективное обучение родным языкам народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В эфире онлайн-программы «Образовательная среда» она отметила, что в филиале Федерального института родных языков народов Российской Федерации в г. Якутске по государственному заданию Министерства просвещения РФ в 2021 году разработана учебно-методическая литература на родных языках народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
«В настоящее время созданы примерные рабочие программы по телеутскому, эвенскому языкам для 1–4-х классов, по литературному чтению на долганском языке для 1–4-х классов, по эвенкийскому языку для 5–9-х классов. Разработаны линейки учебников (проекты) по телеутскому, эвенскому языкам для учащихся 1–4-х классов, по литературному чтению на долганском языке для 2–4-х классов, учебники (проекты) по эвенкийскому языку для 5–7-х классов», – сообщила Фаина Леханова.
Эксперт также отметила, что некоторые языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока достаточно не изучены. Отсутствие описания школьных грамматик, недостаточность и иногда почти полное отсутствие литературных и познавательных текстов на родных языках создают серьезные трудности при разработке школьных программ и учебников.
Фаина Леханова добавила, что для качественной разработки примерных рабочих программ, учебников, учебных пособий по родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока необходима слаженная работа команды лингвистов, учителей и методистов. По ее мнению, это ключевой фактор дальнейшей серьезной работы по созданию учебно-методической системы обучения родным языкам народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.
Источник: Российское Образование