Команда проекта «Дети Арктики» побывала в нанайском селе Дада, чтобы ознакомиться с практикуемой здесь методикой сохранения нанайского языка. Процесс обучения взрослых нанайцев родному языку сняли на видео.
Видеоматериал, отснятый в Даде, станет основой учебно-методического пособия, кроме того съемочная группа проект «Дети Арктики» выпустила презентационный ролик о методике «Мастер ученик», рассказал руководитель этнографической экспедиции Артур Агафонов.
— В Даде живут и работают Василий Харитонов и Татьяна Моложавая, языковые активисты, поставившие своей целью сохранение нанайского языка и культуры, — сообщил он. – Мы узнали о их стараниях, когда собирали информацию и готовили видео о северных соседях нанайцев – народах Арктики, в рамках нашего мультмедийного просветительского проекта «Дети Арктики». Нанайский район не Арктика, но мы считаем, что любой успешный пример сохранения языков, культуры и самобытности коренных народов достоин того, чтобы о нём узнали как можно больше людей.
— Суть методики – в общении на языке, во время выполнения обыденных действий – приготовления пищи, рыбалки, работы по хозяйству, — рассказала Татьяна Моложавая, учитель нанайского языка школы села Дада и участник проекта «Мастер-ученик». — Мастер сопровождает всё, что делает комментариями на языке, а ученик повторяет эти же действия и услышанные слова. Таким образом, языковой материал прочно усваивается и перестает быть чистой абстракцией.
Татьяна Моложавая работает в паре с Василием Харитоновым, учёным-лингвистом, научным сотрудником Центра по сохранению, возрождению и документации языков России Института языкознания Российской академии наук. В Даду он приехал в 2017 году, после ряда экспедиций осел здесь и сейчас отвечает за пилотный проект РАН по сохранению и возрождению нанайского языка.
Источник: Восток России