Текст: Анастасия Ибрагимова
Фото: Финноугория
Россия — самое большое и самое северное государство в мире. Здесь есть различные полезные ископаемые, запасы пресной воды и лесов, но главное богатство страны – люди. По данным за 2022 год, в России проживают более 145 млн человек, представляющих свыше 190 национальностей. Несмотря на то что большинство россиян владеют русским языком, на территории страны поддерживают и национальные языки, но некоторые из них переживают трудные времена и находятся на грани исчезновения. На каких языках говорят в России, для чего необходимо поддерживать языки, на которых говорят малочисленные коренные народы, и как это можно сделать? Об этом в нашем материале.
Русский язык в многонациональной (многоэтничной) России — основное средство массовой коммуникации. Владение этим языком обеспечивает гражданину страны вне зависимости от его этнической идентичности равные права при получении высшего образования и построении карьеры, но законы некоторых республик позволяют признать одинаковую значимость русского и своего национального языков. Так, в соответствии с Законом Республики Татарстан «О государственных языках», русский и татарский языки — равноправные. Аналогичная ситуация и с законами республик Алтай, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия и др. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. среди наиболее распространенных, помимо русского и английского языков, можно увидеть как раз языки некоторых перечисленных республик. Согласно данным Росстата, население Российской Федерации владеет следующими языками (в порядке убывания): русским (137,5 млн чел.), английским (7,5 млн чел.), татарским (4,3 млн чел.), немецким (2 млн чел), чеченским (1,3 млн чел.), башкирским (1,2 млн чел.), украинским (1,1 млн чел.), чувашским (1,1 млн чел.), аварским (715 тыс. чел.), армянским (661 тыс. чел.) и др.
Как сообщает Минобрнауки РФ со ссылкой на статистику Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. и официальные данные Института языкознания РАН, народы, проживающие на территории России, используют приблизительно 277 языков (по другим данным — 295) и диалектов. Интересно, что число используемых языков больше, чем число народов. Это связано с тем, что у некоторых народов есть по два официально признанных языка. К таким народам относятся марийцы (луговые и горные), мордва (эрзя и мокша), алтайцы. Фактически это родственные народы, объединенные в один. Стоит также отметить, что некоторые народы имеют общий язык, как, например, карачаевцы и балкарцы, кабардинцы и черкесы.
Без учета Дагестана в России используют около 56–57 языков коренных народов. А с учетом 24 языков Дагестана это количество увеличивается примерно до 80. К местным языкам в регионах РФ также относят украинский, казахский, азербайджанский, армянский, финский, немецкий. Есть еще ряд северных народов, основная часть которых живет в сопредельных странах. Это саамы, алеуты, эскимосы, количество языков которых спорно из-за разногласий в признании языком или диалектом. Причем лишь три-четыре из них имеют более 100 носителей, и они частично включены в число коренных.
ЮНЕСКО создало «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» (2010), где отмечено, что около 2,5 тыс. языков находятся под угрозой исчезновения. В атласе есть данные и о 139 языках России, из которых 19 — уязвимые, 40 — под угрозой исчезновения (17 — бесписьменные), 28 — серьезная угроза исчезновения (четыре — бесписьменные), 27 — на грани исчезновения (десять — бесписьменные), 14 — вымершие (пять — бесписьменные).
Под этой статистикой скрываются грустные факты. Уязвимыми языки называют в том случае, когда большинство детей говорят на этом языке, но он может быть ограничен определенными областями (например, на нем говорят только дома); под угрозой исчезновения — когда дети больше не изучают язык как родной в семье; под серьезной угрозой исчезновения — языки, на которых говорят бабушки, дедушки и старшие поколения, в этом случае поколение родителей может понимать его, но не говорить на нем с детьми или между собой; на грани исчезновения — когда самые молодые носители языка — бабушки, дедушки и старше, и они говорят на языке частично и нечасто; вымершие языки — когда не осталось носителей, эти языки включены в атлас, если вымерли предположительно с 1950-х гг.
2022–2032 гг. объявлены ЮНЕСКО Международным десятилетием языков коренных народов (IDIL 2022–2032). В связи с этим на сайте атласа анонсировано, что скоро появится обновленная версия, включающая данные, которые собирали с 2015 по 2021 г. В декабре 2021 г. ТАСС опубликовал сообщение, что Россия готовится передать ЮНЕСКО данные для Всемирного атласа языков. А пока перечислим несколько языков России, которые входят в список атласа ЮНЕСКО за 2010 г.: алеутский (распространен на Западном острове, Командорских островах), бурятский (прибайкальский и забайкальский), чукотский, эвенский язык (побережье Охотского моря, Якутия, Магаданская область), карельские языки (Карелии, Тихвина, Твери), хакасский, язык народа коми, северноалтайский, шорский, сибирско-татарский, удмуртский и др.
Языки малочисленных народов России, особенно те, которые не обладают письменностью, трудно сохранить. Ведь существует такая тенденция, что из сел, деревень переезжают в более крупные места, чтобы иметь больше карьерных возможностей. И там коренной язык становится невостребованным. К тому же, как сообщают на сайте ЮНЕСКО, менее 2% используемых языков коренного населения мира совместимы с передовыми технологиями.
Для сохранения языков коренных народов России, безусловно, необходима государственная поддержка.
Но в отношении более редких языков необходимы другие меры. Один из способов сохранения языка — метод языкового гнезда. Он в первую очередь направлен на детей дошкольного возраста. Эта методика была разработана в конце 1970-х гг. педагогами Новой Зеландии применительно к языку маори в ходе кампании по возрождению этого языка. Суть метода в том, что дети находились в языковой среде изучаемого языка. После успешного применения этого метода в Новой Зеландии эту методику стали использовать и в других странах. В Финляндии ее начали применять с 1997 г. в Саамском регионе для сохранения инари-саамского и колтта-саамского языков. Как показала практика, эта методика наиболее эффективна в тех случаях, когда необходимо принимать срочные меры по спасению языков малочисленных народов, особенно если общение внутри семей происходит уже не на родном языке. Одна из проблем, связанная с этой методикой, заключается в том, что для ее использования требуются высококвалифицированные специалисты.
Но даже если у языка «остановился пульс», его все еще можно вернуть к жизни. Классический пример языка, получившего возможность второго рождения, — иврит. Древний язык, на котором написаны священные тексты, в упрощенном виде стал родным для многих людей. К тому же в наше время на нем снова пишут песни, литературные произведения, в нем появляются новые термины для описания современных реалий, а это значит, что язык живет. Таким образом, у нас всегда должна оставаться надежда на то, что языки коренных народов будут жить, что мы не утратим эту важнейшую составляющую нашего национального достояния и исполним завещание великого русского поэта:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык.
Источник: Научная Россия