Как Петербург помогает сохранять культуру коренных народов Севера

Текст: Людмила Данилевич

Фото: Равиль Сафарбеков

Среди представителей 170 национальностей, живущих в Петербурге, особое место занимают коренные малочисленные народы Севера. Именно этот город стал центром, где более века ненцы, чукчи, эвенки, селькупы получают образование, развивают культуру и, в свою очередь, знакомят с традициями, обычаями северян жителей мегаполиса.

Выросла среди оленей

Миральда Окотэтто по национальности ненка. Всего в России ненцев около 45 тысяч человек. В Петербург она приехала из поселка Сеяха (в переводе – горло озера) Ямало-Ненецкого автономного округа. Возник поселок в 30-х годах прошлого века, когда на этой территории, полной природных богатств, начались масштабные геологоразведывательные работы. Затем здесь много лет базировалась Заполярная экспедиция, была организована метеорологическая служба. Погода в этих краях суровая, зимой мороз в 40 градусов считается нормой, а нередко доходит и до 50.

«В поселке преимущественно живут ненцы, – рассказывает Миральда. – В основном они ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, рыбной ловлей, оленеводством, эту работу выбрал для себя и мой отец. Бóльшую часть жизни он провел в тундре, и я тоже – тундровая. Выросла среди оленей, жила в чуме. Все время рядом была и мама, но сейчас она почти постоянно находится в поселке. Шьет пимы, национальную обувь, делает различные сувениры. И хотя у нас есть хороший дом, в тундру мы всегда ездили с радостью, как в отпуск. Вспоминаю это время с любовью и теплотой».

В Сеяхе девушка закончила школу, затем колледж и приехала поступать в Институт народов Севера. Сейчас учится на третьем курсе факультета культурологии. Сначала, как признается, привыкнуть к такому большому шумному городу было трудно. Снилась тундра, не хватало свободы, воздуха, постоянно выезжала с друзьями на природу, чтобы подышать. Но затем адаптировалась и сейчас никаких сложностей не испытывает.

Вороний день – начало весны

Помогает Миральде то, что в городе работает ямальское землячество, где собираются такие же северяне. Возглавляет его тоже студент ИНС Виталий Куртямов. Он представляет народ ханты: в России их менее 32 тысяч человек. В город на Неве Виталий приехал из села Овгорт Шурышкарского района Ямала. Планирует получить образование и вернуться на полуостров – стать учителем, работать в местной школе. Там эта профессия очень востребована.

«Наша молодежь хорошо знает, что она носитель уникальной культуры,– подтвердил Виталий. – И Петербург помогает нам сохранить и приумножить наследие. Это настоящее везение, прожить несколько лет в таком прекрасном городе, быть студентом института, где можно совершенствовать наш родной язык – хантыйский или ненецкий, изучать особенности и традиции северного края».

По словам Виталия, члены землячества принимают активное участие в различных смотрах и праздниках. Проводится, например, День ямальского студента, а в начале марта все отмечают вороний день – начало весны. Прилетает ворона – и наступает потепление, ярче светит солнце. Вот и 19 октября команда из Ямала показала яркую программу на фестивале национальных культур «Меридианы дружбы». Девиз праздника – «Предания народов: из поколения в поколение» – говорит сам за себя. Сегодня в Петербурге бережно сохраняются традиции самых разных, даже небольших этносов, в том числе живущих на Крайнем Севере.

Год в чуме в Арктике

Уникальный эксперимент провели петербургские ученые Александра Терехина и Александр Волковицкий. Антропологи год прожили в ямальской тундре с полным погружением: в семье оленеводов, в условиях Арктики и кочевого быта. 

Для чистоты эксперимента исследователи носили традиционную одежду, передвигались на нартах, запряженных оленями. В их обязанности входил и уход за животными. Кроме того, Александра Терехина организовала кочевой детский сад, который посещали не только дети хозяев стойбища, но и малыши из соседних оленеводческих хозяйств. Домашний детский сад Александры стал частью большого регионального проекта «Кочевая школа». А чтобы общение было комфортным, она составила методические материалы на ненецком. Для этого сама полгода занималась с носителями языка.

«Традиционная культура – не застывший музейный экспонат, а живой процесс, который необходимо исследовать во всем его многообразии, – считает специалист. – Сегодня в чуме никого не удивишь телевизором, спутниковым телефоном или другими гаджетами.

Вековые традиции и современные возможности легко уживаются в тундре

Новые технологии помогли ученым познакомить с проектом широкую аудиторию. Они создали информационный портал, где рассказывали о ландшафте и климате Ямала, культуре ненцев.

«Чтобы снять все барьеры, мы были максимально открыты, – поведала Александра, – Когда готовили очередное письмо и фотографии, все согласовывали, показывали и зачитывали нашим хозяевам. С какого-то момента они очень втянулись и сами предлагали сделать и опубликовать снимок. Так и говорили: «Это будет интересно показать людям в больших городах».

Экспедиция продлилась год, но в жизни ученых она стала поворотным моментом. Они приняли решение более глубоко изучить мир Ямала и уже несколько лет работают в Арктическом научном центре города Лабытнанги. Так что исследования продолжаются.

Тонкости нганасанского

Институт народов Севера был создан в Ленинграде в 1932 году. Его открыли на базе Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, и с тех пор он является уникальным образовательным центром, где многое делается для развития и сохранения языков и культуры северных этносов.

По количеству исследуемых языков и культур институт не имеет аналогов в России. Сегодня здесь обучаются молодые люди из более чем 20 северных регионов. В том числе свыше 300 представителей коренных малочисленных народов – вепсы, долганы, коряки, коми-ижемцы, манси, нанайцы, нганасаны, ненцы, нивхи, уйльта (ороки), ительмены, саамы, селькупы, сойоты, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ханты, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, юкагиры.

Занятия в Институте народов Севера ведутся с использованием до 23 редких языков коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Более того, преподаватели этого уникального вуза подготовили десятки научных, методических изданий, буквари, словари, помогающие северным народам развивать родной язык, культуру и литературу. 90% всех учебников и пособий для школ, колледжей, вузов регионов Севера написаны преподавателями и выпускниками института. 

Важно и то, что практическую подготовку студенты проходят как в гимназиях, ведущих музеях Санкт-Петербурга, так и школах, учреждениях культуры северных регионов. Это позволяет им погрузиться в естественную среду, а затем уже на работе использовать полученный опыт. После окончания института большинство выпускников едут к себе домой, так что регионы Севера получают высококлассных специалистов.

Притяжение друзей

Руководитель представительства ЯНАО в Санкт-Петербурге Александр Палагин:

«Петербург и Ямал связывает много общего. Из города на Неве начинались многие полярные научные экспедиции, а специалисты принимали активное участие в освоении арктического края. Ленинградские архитекторы проектировали северные города – Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск. При помощи ведущих предприятий строились дороги, трубопроводы, расширялись и крепли экономические связи. 

Сегодня сотрудничество успешно продолжается. В вузах города учатся свыше двух тысяч студентов. Они активно участвуют в жизни Петербурга и стараются брать все лучшее. Так, секция ямальских студентов в Эрмитаже одна из самых многочисленных. В свою очередь студенты из ЯНАО проводят уроки в гимназиях города, где рассказывают детям об уникальной природе полуострова.

Также в текущем году 350 талантливых школьников Ямала приехали в Петербург, чтобы посетить профильные университеты. Поездка проходила в рамках проекта «Содружество двух северных столиц», организованного в честь 350-летия Петра I, и вызвала взаимный интерес двух регионов. Так что программу, как и ряд других, решено продолжить.

Источник: АиФ-Санкт-Петербург

Другие новости