Стойбище ушло в регионы: учёные создали игру на 11 языках народов Севера

Первую в России серию интерактивных настольных игр «Стойбище» на 11 языках коренных малочисленных народов Севера (КМНС) передали в отдаленные поселки в 15 регионов России. Об этом рассказала автор проекта, полевой лингвист Карина Шейфер.

В 2020 году ученый-лингвист Лаборатории исследования и сохранения малых языков Института языкознания РАН Карина Шейфер придумала проект интерактивной настольной игры «Стойбище» для изучения исчезающих языков народов Севера. Разработка и выпуск игры были поддержаны грантом Федерального агентства по делам молодежи и Проектным офисом развития Арктики (ПОРА).

«Сама идея настольной игры была у меня давно. Я как полевой лингвист много бываю в командировках на севере России и вижу, как каждый год все меньше становится людей среди коренных малочисленных народов, которые знают свой родной язык. У нас ушло много времени, чтобы сделать настольную игру. В итоге мы с дизайнером Олесей Стеценко создали серию игр «Стойбище» на 11 языках для 15 регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Общий тираж игры составил 4 450 наборов», — сообщила Шейфер.

Игра рассчитана на 16 человек. В каждом наборе есть словарь и 60 игровых карточек. Сюжет «Стойбища» строится на национальной культуре народов севера. Основные действующие герои игры – животные, которые обитают на территории, где распространен тот или иной язык.

Первая настольная игра была создана на эвенкийском и эвенском языках. На этих языках было выпущено больше всего наборов – около 2 500 экземпляров. Позже к ним добавились игры на корякском, алюторском, долганском, тундренном юкагирском, лесном юкагирском языках и их диалектах. Эти игры выпускались меньшим количеством экземпляров – не больше 300. Шейфер рассказала, что количество экземпляров формируется исходя из запросов родовых общин КМНС.

«Очень трудно сегодня подсчитать, сколько носителей редких языков в России.

Ни одна перепись населения не ответит нам на вопрос: знает носитель языка одно слово или говорит свободно.

Также трудно понять, сколько людей знает язык среди кочевых семей. Поэтому мы сотрудничаем с общинами», — поясняет эксперт.

По словам лингвиста, основная задача игры – это обучение родному языку носителей национальной идентичности. «Стойбище» – инструмент поддержки и сохранения национальных языков, находящихся под угрозой исчезновения. Настольная игра предназначена как для освоения языка с нуля, так и для развития коммуникативных навыков при наличии определенного уровня владения родным языком. Оформлена игра в этническом стиле. Это, по мнению авторов проекта, пробудит дополнительный интерес к родному языку и культуре. В планах ученых сделать игру на языках всех народов, чей традиционный образ жизни был связан с оленеводством. В будущем ожидается разработка наборов для ненцев, чукчей, якутов, ханты, коми, тувинцев, тофаларов и северных карелов. В 2023 году в свет выйдут игры на кильдинском саамском, мансийском, нганасанском и лесном энецком языках.

Эвенкийский опыт изучения языка в игре

Настольные игры получают бесплатно образовательные и социальные учреждения в местах компактного проживания коренных народов. Игры распространяются для школ, детских садов, библиотек, этноцентров, творческих коллективов, родовых общин и многодетных семей. Часть тиража передается семьям-кочевникам. «Практика показала, что в 90% случаев дети совсем не знают своего коренного языка. У большинства народов Севера передача языка в семье от старшего к младшему прекратилась больше 30 лет назад», — пояснила Шейфер.

Одними из первых настольную игру получили в Эвенкии. По словам представителя молодежного центра «Дюлэски», руководителя эвенкийского ансамбля «Холана» в селе Ванавара Эльвиры Каплиной, в «Стойбище» в поселке играют почти все дети.

«Игра у нас очень популярна. Обычно собираемся вместе с детьми в перерывах между репетициями, делимся на команды и несколько часов играем. Важно, что возраст участников самый разный – от 7 лет и до 18. Приходят и взрослые», — сказала Каплина.

По наблюдениям Каплиной, дети, которые совсем не говорили на родном языке, уже после первой игры начинают запоминать простые слова и фразы.

«Я сама как носитель языка вижу, что сегодня практически все дети в нашем селе не знают и десятка слов на эвенкийском или эвенском языке. Преимущество такого игрового обучения в том, что изучать язык можно с нуля», — пояснила Каплина.

Эвенкийский опыт изучения родного языка заинтересовал представителей родовых общин в других регионах – Ханты-Мансийском автономном округе, Мурманской и Свердловской областях. Они обратились к создателям игры, чтобы сделали «Стойбище» на языках их коренных народах.

«Многие регионы выходят на нас самостоятельно. Есть такие языки, где остался всего один-два носителя, и те уже в очень преклонном возрасте. Поэтому важно хотя бы какие-то языковые знания передать детям», — рассказала Шейфер.

Эвенки – коренной малочисленный народ Севера, в мире проживают около 77 тыс. эвенков, из них около 40 тыс. – в России. Сейчас 35% эвенков знают родной язык. Эвены – родственный эвенкам народ, его общая численность около 20 тыс. человек

Источник: ТАСС

Другие новости