Фото: Александра Берг / НАО24
Родной язык – основа культуры каждого народа. По оценкам ЮНЕСКО, в течение ближаших 2-3 десятилетий может исчезнуть почти половина из 7000 ныне существующих языков. В России основные риски несут языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Тем не менее, существуют пути сохранения и возрождения языков, имеются и примеры, свидетельствующие о том, что ревитализация языка реальна. Так, например, на международном ресурсе «Языки под угрозой исчезновения» сойотский язык отмечен именно как возрождающийся. Стоит отметить, что этот интерактивный проект сейчас содержит сведения о почти 3500 языков и является общественной инициативой. Согласно Атласу, наиболее уязвимыми являются языки, носители которых проживают в Тибетском нагорье, Индонезии и Папуа-Новой Гвинее, Экваториальной Африке и Панамском перешейке. Из позитивных примеров стоит вспомнить и возрождение иврита, диалектов языка саами, языка маори, каурна, валлийского языка, а также чудесную историю спасения языка чероки.
В России достаточно широкий спектр возможностей и инструментов для поддержки родных языков, применяемых на разных уровнях как государственными институтами, так и усилиями языковых активистов. Десятки мероприятий, проведённых в стране в Международный день родного языка – лишь вершина ежедневной кропотливой работы, проводимой лингвистами, общественниками, педагогами, деятелями культуры, лидерами общественного мнения, хранителями ремёсел и традиций.
Так, прошёл большой онлайн-марафон, организованный Федеральным институтом роднях языков. Марафон длился весь день и включил в себя трогательные благодарности школьников своим учителям родных языков, круглые столы и представление практического опыта, советы этноблогерам, мастер-классы, публичные лекции и многое другое. В рубрике Интервью с общественным деятелем приняла участие исполнительный директор КМНСОЮЗ, член Экспертного механизма ООН по правам коренных народов Антонина Горбунова. Антонина Иосифовна представила подробный анализ сохранения и развития языков коренных малочисленных народов России, включивший проблематику, тенденции и языковые практики сообществ.
Фото: Александра Берг
Кроме того, по всей стране состоялись диктанты на родных языках. Темой Всероссийской акции в этом году стали «Фольклорные герои моего народа». Это было действо, длившееся не один день: например, в НАО 16 февраля этнодиктант прошёл в ненецкой центральной библиотеке имени А. И. Пичкова. В субботу, 18 февраля, в Этнокультурном центре более 25 участников Школы «Ненэй’ вада», клуба «Теневана», фольклорной группы «Ханибцё» и молодёжной студии «Наць нэрм» писали IV этнодиктант на языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
В Новокузнецке прошла конференция «Современные стратегии и технологии преподавания родного языка и родной литературы как этнокультурного наследия региона», кроме того, на областном педагогическом совете обсудили концепцию учебника 4 класса по шорскому языку.
Фото: Шория. Древняя и молодая
В Красноселькупском районе ЯНАО состоялась презентация проекта «Родной язык – моё богатство», который поможет обучать ямальских малышей селькупскому языку.
Фото: Департамент КМНС ЯНАО
В Кемеровской области прошёл флэшмоб «Родной язык — душа народа», посвящённый Международному дню родного языка.
В Салехарде на 37 площадках прошёл диктант «Язык наш веками отточен» на языках коренных народов Севера. Результаты диктанта можно будет узнать 30 марта по этой ссылке.
Фото со страницы ВК Эдуарда Яунгада
В Мурманской области также был организован флэшмоб, участники которого записывали видеобращения со стихами на родном языке, а Югра провела фронтальный диктант на языке ханты, манси и ненецком. Кстати, эта акция продлится до 26 фераля, так что ещё не поздно принять в ней участие.
Родной язык иначе называют материнским. Вообразите, что миллионы людей в буквальном смысле говорят на разных языках со своими матерями, утратив связь поколений. Вместе с языком постепенно исчезает культура, история, традиция и сама память о народе. Берегите родной язык и цените возможность говорить, читать и писать на нём. Это ценность, окончательная утрата которой невосполнима.