В Охинском краеведческом музее состоялась презентация книги «Элгувун. Караван вьючных оленей». Автор издания – Клавдия Филипповна Мачехина, коренная жительница Охинского района, эвенка и, по ее собственным словам, последний носитель сахалинского диалекта эвенкийского языка.
Клавдии Филипповне 83 года. Она родилась в маленьком селении Ныйдэ на Рыбновском побережье. Это было стойбище примерно на 10 семей, в котором она провела свое детство, помогая взрослым ухаживать за оленями. Именно об этом повествует написанная на двух языках книга, представляя собой воспоминания об оленеводах-эвенках, проживавших на севере Сахалина.
Гостей встречи Клавдия Филипповна приветствовала на сахалинском диалекте эвенкийского языка. А на вопрос о том, что подвигло ее к написанию книги, ответила, что это было что-то свыше.
— Я вижу, что наш язык исчезает. Говорящих на нем людей почти не осталось, — объяснила автор.
Сахалинская группа эвенков сложилась в начале XX века из оленеводов, перекочевавших на островную землю с материка. Сегодня она крайне малочисленна и насчитывает всего 343 человека, проживающих в разных районах области. Поэтому информация и воспоминания о каждом поколении этого этноса обладают чрезвычайной ценностью.
Клавдия Филипповна хорошо помнит время, когда эвенков на Сахалине было гораздо больше. Отвечая на вопросы охинцев, автор книги рассказывала о своих бабушках и дедушках, брате, который был пастухом-оленеводом, тетушке-охотнице. Живы в ее воспоминаниях многие картины из детства: эвенкийские лепешки, приготовленные на костре, поездки на оленях за черемшой для колхоза…
С большой теплотой Клавдия Филипповна вспоминает свое селение, где прожила до 12 лет. Располагалось оно на территории нынешнего заказника «Северный», в 60 километрах от Погиби.
— Помню, как нас, детей с Рыбновского побережья, зимой родители из интерната забирали. Нивхских ребятишек везли на собачьих упряжках, эвенков – на оленьих. Олени от собак убегают, собаки бегут за нами, детвора падает с упряжек. А летом мы верхом на оленях ездили. Детьми все островное побережье Татарского пролива так обошли, — поделилась Клавдия Филипповна.
По ее словам, жизнь на Рыбновском побережье в военное и послевоенное время не была обильной. Спасением была оленина. По воспоминаниям старожилов, к концу 60-х поголовье оленьего стада насчитывало до 5 тысяч голов. Мясом оленей снабжали фронт и сахалинские районы, из шкур делали теплую одежду.
Всю свою жизнь Клавдия Филипповна посвятила сохранению национальной культуры сахалинских эвенков. Вышедшее в свет издание стало важным шагом в этом направлении. Реализовать задуманное автору помог Сахалинский краеведческий музей, получивший грантовую поддержку компании «Сахалинская Энергия» в рамках социальной программы Плана содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области.
Источник: Оха65