Человек, олень, чум и огонь: на Ямале создали «духовный» рейтинг ненецких слов

Фото: Василий Петров / «Ямал-Медиа»

Лингвистический рейтинг, представляющий культуру ненцев, составила коренная ненка Лидия Яр. Она выбрала слова и выражения, которые помогут лучше понять особенности жизни в тундре, почему кочерга считается оберегом у оленеводов и за счет чего народам Севера удается выживать в условиях арктической зимы.

— Я родом из Тазовской тундры. С малых лет я слышала выражение «ненэй ненэцʼ». Позже поняла: это не просто выражение, весь смысл жизни звучит в этих двух словах.

«Ненэй ненэцʼ» — настоящий человек. Так называет себя народ, проживающий на территории евразийского побережья Северного Ледовитого океана, от Кольского полуострова до Таймыра. Выделяются ненецкий тундровый и ненецкий лесной диалекты, Лесные ненцы соседствуют с ХМАО, поэтому большое влияние там оказал хантыйский язык. Исходя из этого, говоря «ненецкий», мы будем иметь в виду именно тундровый язык.

Тундровые ненцы в основном оленеводы. Поэтому неудивительно, что большинство слов обозначают быт и жизнь коренных жителей. А как же жить без наших любимых ӈавок?

Ӈавка — домашний прирученный олененок. К этой категории относятся те олени, которые остались одни в жестокой арктической тундре. Возможно, их мать ослабла при дальнем каслании весной или ее разорвал голодный дикий зверь, и сейчас единственным спасителем для него является человек.

Нараʼ или нарэй. Весна. Ненецкие слова, так же, как и в русском языке, склоняются. нарэй — нараʼ может быть еще явлением природы. Весной, ближе к вечеру, снег покрывается коркой льда, он не проваливается под ногами, и вот тогда ненец начинает жить привычным укладом. Это означает, что он считает оленей, сколько у него важенок с телятами, а ночью (пиʼ) начинается перегон стада на новые пастбища.

Наши родители всегда нам наказывали, что ночь не для игр. В это время суток просыпается потустороннее царство – Ӈа, бушует мир зла. Как я помню из рассказов своих бабушек, посланцы того мира могут проникать в мир людей в виде болезней и разных стихий. В нашем чуме противостояли им собаки, которые оберегали детей, и кочерга — кор вада (тазовский говор) или хорʼ вада (ямальский говор) — «крючок для огня» в дословном переводе.

Почему именно огонь или кочерга — символ домашнего оберега и спокойствия в чуме? Огонь на ненецком языке «ту», и наш народ считает его живым существом. Огонь ненцы ассоциируют с женщиной, хозяйка домашнего очага — Ту (огонь) Хада (старуха). Огонь до сих пор в моем понимании — это тепло. А еще благодаря огню мой народ выживал в суровых условиях арктической зимы.

Выйдешь из чума (мяʼʼ) — и не видишь горизонта, а наблюдаешь только ровную гладь, укрытую белым покрывалом ямальской зимы (сыра), отсюда и пошло само название зимы — сырэй. Зима в моем детстве всегда приходит по расписанию, в октябре.

Для человека, который вырос в сугробах, снег — это не просто вода. Мы не просто смотрим на снежинку, летящую с высоты, мы воспринимаем ее как что-то многогранное. Именно поэтому в нашем языке много названий этого явления. Например, когда снег густой и тяжелый, — это будет «хад». Ӈэл — когда идет легкий пушистый снег, сэрад — мокрый снег с дождем.

Если снежинки опустились на чум, их можно рассмотреть близко — они прозрачные, бесцветные, каждая отличается от своих подружек. Это настоящее творение природы! Мартовским морозным утром снег очень красиво, словно драгоценные камни, сверкает под лучами солнца.

Именно в это время года самцы (менаруй) начинают свои сражения, показывая самкам свою мощь и величие. Гордостью и украшением стада является самый крупный самец с огромными ветвистыми рогами. Его не используют в упряжке (аргиш) до достижения двух — четырех лет.

Аргиш — это наша гордость, это такой живой караван, который помогает кочевникам перемещаться на нартах со всем, чем нужно, по тундре.

Зимой ставят от трех до четырех оленей, летом — от четырех до пяти. Передовой олень всегда должен быть сильным, выносливым и храбрым, ведь дорога ненца так непредсказуема. По-ненецки «нензаминдя» — передовой олень. Он не сойдет в сторону с тропы, сам определит дорогу, которая приведет к чуму, несмотря на сильную пургу.

Каждый раз, когда едешь в тундру, — начинаешь жить по ее правилам. Хозяин тундры подстраивается под голос природы, а природа, как будто слышит человека и одаривает его теплым ветерком, плодородным годом и, конечно же, здоровым стадом.

Источник: Север-Пресс

Другие новости