На Чукотке проходит выставка об истории эскимосской письменности

Уникальная выставка «Истоки развития эскимосской письменности» впервые проходит в Анадыре в Музейном Центре «Наследие Чукотки». На ней представлены 82 экспоната, которые позволяют понять, как развивался письменный язык народа юпик и его литература. Кроме того, посетители смогут увидеть взаимосвязь устного народного творчества эскимосов и их косторезного искусства, имеющих общую основу. Есть на выставке, которая будет работать до 1 августа, и поистине уникальные экспонаты, ранее не демонстрировавшиеся.

– Владимир Богораз, Пётр Скорик, Иннокентий Вдовин, Георгий Меновщиков, Екатерина Рубцова, Вера Цинциус, Елизавета Орлова – их имена золотыми буквами вписаны в историю Чукотки, потому что эти лингвисты, этнографы и педагоги разработали чукотский и эскимосский алфавиты, на основе которых и была создана письменность народов Чукотки. В частности, письменный язык эскимосов Чукотки появился в 1932 году, после создания букваря «Наша книга», а устное народное творчество народа юпик сохранилось в учебных пособиях и книгах сказок, собранных первыми учителями. Например, широкому читателю стали известны сказки Кивагмэ, изданные на русском языке учителем Катериной Сергеевой, трудившейся на Чукотке в 30-е годы прошлого века, – рассказала куратор выставки старший научный сотрудник музея Екатерина Отке, указывая на книгу «Сказочник Кивагмэ», вышедшую в свет в 1962 году.

По словам Екатерины Павловны, Кивагмэ был учеником Катерины Сергеевой. Он рассказывал педагогу сказки, которые она записала и впоследствии издала.

Любопытен и другой экспонат – книга «Наш родной Уназик», автором которой стал Айвангу, уроженец древнего и ныне уже не существующего поселения.

– Это замечательный материал для лингвистов, но Айвангу был интересен не только учёным. В его тетрадках оказалось семнадцать рассказов о жизни чаплинских эскимосов. Они лаконичны и содержат интересный этнографический материал. Айвангу с любовью пишет об истории своего села, становлении колхоза, даёт красочные зарисовки природы, животных, охоты на моржей и китов и другие своеобразные сценки из жизни эскимосов, – продолжила Екатерина Отке.

Интересно, что автор книги о легендарном эскимосском поселении в 40-е годы прошлого века трудился счетоводом. Об этом свидетельствует один из музейных предметов – составленный им список работников по Чаплинскому колхозу для получения норм хлеба на февраль 1945 года. Согласно этому документу необходимый для жизни продукт выдавался колхозникам с учётом имеющихся у них иждивенцев, в том числе детей в возрасте от одного года.

Вниманию посетителей музея также предлагаются произведения замечательной эскимосской поэтессы, лауреата литературного конкурса имени Ю. С. Рытхэу 2002 года Зои Ненлюмкиной, «Словарь языка науканских эскимосов», выпущенный в свет в 2004 году, а также ряд других изданий.

Однако особый интерес вызывают экспонаты, касающиеся личности всемирно известного учёного, доктора филологических наук Георгия Меновщикова, опубликовавшего более 150 работ по языку эскимосов, в том числе фундаментальный труд «Грамматика языка азиатских эскимосов» в двух частях (1962, 1967 годы). Впервые организаторы выставки представили его фотографии, на которых учёный, самостоятельно изучивший эскимосский язык, запечатлён с жителями Чукотки, в том числе с известным косторезом Туккаем и лингвистом Верой Анальквасак.

По словам Екатерины Отке, литературную выставку решено дополнить произведениями косторезного искусства, дабы показать, что устное народное творчество эскимосов и этот народный промысел, зародившийся тысячелетия назад, имеют общую этическую и эстетическую основу. Вот почему все материалы выставки размещены рядом с удивительными изделиями эскимосов Василия Емрыкаина, Кейнона, Яхтана, Зинаиды Мемыльнеун и других талантливых косторезов.

Источник: Крайний Север

Другие новости